Забота о сохранности личных вещей и багажа в длительных переездах нам, к сожалению, знакома. Описываемое здесь электронное устройство - это своего рода специализированная охранная система, которая, полагаем, может существенно облегчить жизнь пассажира.
Принципиальная схема несложного охранного устройства, формирующего тревожный звуковой сигнал при обрыве шлейфного датчика, приведена на рис. 1. На логических элементах DD1.1 и DD1.2 микросхемы К561ЛА7 (DD1) собран генератор прямоугольных импульсов, следующих с частотой 2...3 Гц (fk=1/2R4C2), которые коммутируют тональный генератор, выполненный на элементах DD1.3 и DD1.4 той же микросхемы. Частота тонального генератора -около 1 кГц (fT=1/2R6C3). Пьезокерамический излучатель НА1 преобразует сигнал генератора в звук. Источник питания устройства GB1 - литиевая батарея "2БЛИК-1".
Конструкция "сторожа" (в разобранном виде) показана на рис. 2. Печатную плату устройства (рис. 3) изготавливают из двустороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм.
Фольгу со стороны деталей используют лишь как общий (минусовый) провод источника питания. Для пропуска выводов деталей или соединительных проводников в ней сделаны выборки - кружки диаметром 1,5...2 мм. Места паек к этой фольгированной стороне платы обозначены небольшими квадратами (с незалитыми кружками внутри - для проволочных перемычек, соединяющих с ней тот или иной участок печатного монтажа). Примеры монтажа на такой плате резистора и оксидного конденсатора показаны на рис. 4.
Все резисторы - МЛТ-0,125. Конденсаторы С1-СЗ - КМ6, С4 - оксидный К50-35.
Ограничения в выборе деталей лишь габаритные - высота деталей, устанавливаемых на плату, не должна превышать 10 мм.
Перед монтажом звукоизлучателя НА1 и конденсатора С4 необходимо оценить состояние их изоляции. При напряжении источника питания 6 В ток утечки в них не должен превышать 1 мкА.
Монтажную плату, звукоизлучатель и батарею питания размещают в корпусе размерами 48х32х17 мм, склеенном из ударопрочного полистирола толщиной 1,5...2 мм. При пайке проводников к звукоизлучателю и батарее питания лучше пользоваться низкотемпературным припоем и хорошим флюсом - перегрев здесь нежелателен.
Шлейфный датчик представляет собой сложенный вдвое обмоточный провод ПЭВ-2 или ПЭВ-3 диаметром 0,07...0,1 мм нужной длины с двухконтактным разъемом на конце. Его хранят намотанным на челнок-мотовильце (рис. 5). Разъем может быть от микрокалькулятора. Ответную часть шлейфного разъема допустимо смонтировать непосредственно на корпусе "сторожа", но лучше ее вынести на механически прочном двухпроводном шнуре (удобен покрытый пластиком экранированный провод), что позволит соответственно укоротить сам шлейф.
Оборванный шлейф обычно не ремонтируют (в дорожных условиях во всяком случае), поэтому, отправляясь в путь, нужно иметь с собой несколько полностью смонтированных шлейфных датчиков.
Собранный без ошибок "сторож" налаживания не требует. Надо лишь убедиться в том, что в дежурном режиме, т. е. с целым шлейфом, потребляемый им ток не превышает нескольких микроампер, а звуковой сигнал, возникающий при отключении шлейфа, достаточно мощный. Повысить мощность звукового сигнала можно соответствующим подбором резистора R6: излучение достигает максимума при совпадении частоты тонального генератора с частотой механического резонанса пьезоэлемента используемого звукоизлучателя. Ток, потребляемый "сторожем" в режиме тревожной сигнализации, -0.5...1 мА.
Uпит, В |
Iпотр.деж.. мкА |
Inoтp.тp. мА |
4,5 |
1,5 |
0,3 |
5 |
1,7 |
0,4 |
6 |
2 |
0,6 |
7 |
2,4 |
0,9 |
8 |
2,7 |
1,3 |
9 |
3,1 |
1,7 |
10 |
3,5 |
2,4 |
11 |
4 |
3 |
12 |
4,4 |
3,7 |
Источником питания "сторожа" служит любая батарея с напряжением до 12 В. Но с повышением напряжения соответственно увеличится и ток дежурного режима (Inoтp=Uпит/R1+1...2 мкА) и ток Iпотр.тр, потребляемый устройством в режиме тревожной сигнализации (см. табл.). Правда, увеличится и громкость тревожного сигнала.
"Сторож" со шлейфным датчиком, которым прошивают или обвязывают охраняемые вещи, надежно охраняет их от злоумышленника.
Ю. ВИНОГРАДОВ, г. Москва
РАДИО №5, 1997г.