СИГНАЛИЗАТОР ПОВОРОТОВ


Предлагаю устройство, сигнализирующее о включении поворотов. При включении левого или правого поворота звучат фрагменты мелодий.

За основу взята схема из [1], там же подробно описана работа цифровой части устройства, дана таблица программирования ПЗУ. Кстати, в этой таблице ошибочно отпечатаны лишние строки OA0...11F. В схему (рис.1) внесены некоторые изменения и дополнения. Задающий генератор тона собран на трех элементах DD1, генератор тактов - на оставшихся трех элементах этой ИМС. Цепочка R3-C3 служит для установки счетчика DD3 в "О". Счетчик DD4 служит для автоматического перебора мелодий и для хранения номера последнего фрагмента. С этой целью питание на него подается непосредственно от бортовой сети автомобиля через балластный резистор R7. Вход устройства подключается к контрольной лампе поворотов на приборном щитке автомобиля.

Стабилизатор напряжения +5 В совместно с электронным ключом вырабатывает напряжение питания для микросхем и сохраняет его до окончания фрагмента мелодии. При первом включении (при включении зажигания автомобиля) питание подается на все ИМС, бит "конец мелодии" (выход D7 ПЗУ DD5) имеет уровень логической "1". Этот уровень открывает транзистор VT1, который, в свою очередь, закрывает транзистор VT2. На стабилитроне VD2 напряжение ограничивается, и стабилизатор вырабатывает напряжение +5 В. После окончания мелодии на выходе D7 появляется логический "О", что приводит к отключению напряжения, и сигнализатор переходит в дежурный режим. При включении поворота на базе транзистора VT1 появляется напряжение (от контрольной лампы), которое включает стабилизатор. При этом устанавливается в "1" бит D7, и фрагменты мелодий звучат, пока не выключен поворот. После выключения указателя поворота последняя мелодия звучит полностью. В качестве источника звука использован пьезоизлучатель ВА1 типа ЗП-2.

sig-pov1.gif

Конструкция сигнализатора может быть произвольной. В моем варианте это плата размером 75х45 мм, помещенная в корпус 80х50х20 мм. Излучатель находится внутри корпуса, но может быть и выносным. Транзистор VT3 установлен на радиаторе (размерами 20х15х4 мм). Часть соединений выполнена печатным монтажом, часть - проводом МГТФ, некоторые детали припаяны к ножкам ИМС. Расположение деталей показано на рис.2.

Налаживание. Подбором резистора R7 установить напряжение +5 В на выводе питания ИМС DD4. Подбором элементов R1, С1, R2, С2, установить требуемые тон и темп воспроизведения мелодий. При правильном монтаже и исправных деталях сигнализатор работает сразу (проверено на более чем тридцати экземплярах).

Примечание. Данный сигнализатор предназначен для установки в автомобили "Жигули", "Нива", "Волга". Для установки на "Москвич" сигнал с лампы нужно через диод и резистор подавать на базу транзистора VT2.

Габариты сигнализатора можно дополнительно уменьшить, а число мелодий довести до 60...80, если все адресное пространство ИМС DD5 заполнить кодами мелодий, а вместо ИМС DD3, DD4 применить ИМС К561ИЕ16. Энергопотребление можно снизить, применив ИМС серий 555 или 1533.

Литература

1. Евграфов Д. Электромузыкальный-автомат. - Радио, 1993, N7, С.30-32.

В.ГОРЬКОВ, д.Богодуховка, Омской обл.

(РЛ 2-99)